ПО ЮЖНОЙ СИБИРСКОЙ
Рассказ проводницы
ПОЕЗД поедал километры. Позади осталась стан­ция Кошурниково. Пасса­жирский встретили и про­водили утонувшие в сугро­бах разъезды Журавлево, Стофато...
—Уважаемая, — обратил­ся к девушке со значком ударника коммунистическо­го труда на форменной ту­журке один из пассажиров,– чьим именем назван разъезд Стофато?
—Константин Стофато, Алексей Журавлев и Александр Кошурников— первопроходцы этой дороги, —стала объяснять любо­пытному пассажиру провод­ница. Она с большим чувст­вом продекламировала не­притязательные строки:
 
И трое знали,
 Вступая в спор
С усталостью
и непролазами,
По следу их,
Вдоль цепи гор,
 Дорога пройдет
стоглазая...
 
Молодая проводница очень хорошо знала и тех, кто шел в разведке строителей трассы мужества, и тех, кто подвиг первопроходцев Южсиба принял, как эста­фету, в свои мозолистые руки.
Обживая места, которые старожилы когда-то называли «некуда деваться», строители писали новые героические страницы ле­тописи дороги Абакан-Тай­шет.
Поезд заметно сбавил ход. Проводница сказала:
—Одолеваем перевал «Ко­за».
Видно, электровозу не­легко тянуть гибкое тело пассажирского состава на высоту семисот метров над уровнем моря. На каждый километр здесь четыр­надцать метров подъе­ма! Поезд, вынырнув из тоннеля, пройдет над од­ной и той же точкой дваж­ды, скроется в чреве оче­редной неприступной горы. Путь в этом месте про­легает длинной серпантин­ной лентой через известный Козинский виадук. Поезд по его пролетам проносится на высоте по­лета птицы.
Проводница рассказыва­ла о героях штурма не­приступной «Козы», о брига­дах товарищей Бобеля и Горелицы, строивших зна­менитый в стране виадук, о машинистах мощного тракторного путеукладчика Павле Ефимовиче Лукьянцеве и Владимире Сидорове.
Жарко приходилось в июньские дни 1963 года путейцам Василия Клауса. Они спешили с отделкой пути, чтобы не задержать пропуск «поворотного кра­на». Махина весила восемь­сот тонн! Стальной герку­лес шел укладывать стотридцатитоннные блоки Козинского виадука. Торопи­лись и тоннельщики Алек­сандра Семеновича Клычкова...
—Все они управились в срок, потому что имели в руках отличную технику,— подвела итоги девушка. За семь лет строители Южно-Сибирской магистра­ли вынули и уложили почти тридцать восемь миллио­нов кубометров грунта, про­били почти семь  километров тоннелей —это надо зрительно представить!  Только на одной   станции Ко­шурниково земли вынуто и уложено в путевое хозяйство столько, что если бы, из нее достроить стену в два метра высотой  в метр шириной, то она протянулась бы   от   Кошурникова  почти до Абакана.             

— Остановка. Извините, служба зовет!—весело за­торопилась Проводница.
— А вы бы что-нибудь дали нам прочитать о строителях дороги,—попросили, взволнованные пассажиры.
—К сожалению, библиотечки у нас нет,—и, блес­нув белыми зубами, креп­кая дивчина скрылась в проеме дверей вагона...
А. МАМАЕВ


(«Заветы Ильича», 16.04.1965. – №46)

Рекомендуемый список литературы

ЗДРАВСТВУЙ, АБАКАН-ТАЙШЕТ: о комсомольцах и молодежи, покоривших Саяны / сост.  Б. Макаров. – Красноярское книжное издательство, 1975. – 302 с. : фото.

 

Красноярск — Берлин. 1941—1945. Историко-публицистическое краеведческое издание, посвященное 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. — Красноярск: Поликор, 2010. — 448 с. : фото.

 

Лещев, Т.А., Лещева Г.Н. Сквозь тайгу, через горы, над стремнинами рек : исторический очерк. – Красноярск : ИД «Издательские проекты», 2003 – 160 с. : фото.

Стальное звено Транссиба : 100 лет Красноярской железной дороге. 1899 – 1999 / сост. В.В. Чагин, В.Г. Саклаков. – Красноярск : Кн. Изд-во, 1998. – 464 с. : фото.

 

Торосов, В. Абакан. – изд. 2-е. – М. : Цицеро, 1994. – 208 с.

 

Чивилихин, В. Серебряные рельсы; Здравствуйте, мама! – М. : Сов. Россия, 1984. – 240 с. : ил.