село

Первоначальное название деревни - Ем-Исс. Это самое старое русское селение в междуречье и на берегах Кизира и Казыра. До 1840-х годов деревня называлась Ем-Исс, Емисс, Емисская. С 1867 г. в связи со строительством и освящением  имисской церкви Казанской Божьей Матери Емисское стало селом, а название превращается в Имисское. На рубеже  XIX - XX вв. Имисское стало центром большой волости, протяженностью более 300 верст. Откуда пошло название Ем-Исс? Что оно означает?  Кто они древние жители междуречья Кизира-Казыра?

На территории современного междуречья Крек Кизир и Казыр люди жили с древнейших времен. Отдельные находки свидетельствуют, что они проживали здесь еще в период каменного века, в эпоху неолита. Так, в начале 1960-х годов у «Можарского спуска» был найден шлифованный каменный нож-топор. По отдельным признакам остатков культурного слоя можно убедиться в том, что здесь, рядом с Имиссом на высоком мысу располагалось древнее городище. Судя по всему, оно относится к начальному этапу  эпохи позднего каменного века (неолита).

Подобные городища, но более позднего времени, были и на берегу речки Шабалык, у горы Красный камень и др.

На горе Красный Камень имеются петроглифы. Есть свидетельства, что подобные рисунки находили в XIX веке и на горе Чиж. Самые знаменитые росписи в данной местности были обнаружены учителем и археологом из Красноярска И.Т. Савенковым на скалах у деревни Бугуртак. Здесь же у горы было древнее городище. Но бугуртакские петроглифы до нашего времени не сохранились.

деревня

На месте села Имисское с древности существовало укрепленное поселение с невысокими стенами из плотно пригнанного красного камня высотой до 1 метра для укрытия лучников. Вдоль крепостных стен на расстоянии до 15-30  метров все пространство было плотно уложено остроконечными камнями в форме пирамидок для защиты от лошадей противника.

До XVIII века в восточной части Минусинских степей проживали кыргызы-тубинцы. Междуречье Кизира и Казыра на языке тубинцев называлось Ем-Исс, что означало «подкормочная», «много травы», «обильные пастбища», «много сена». Так как в летние месяцы в тубинско-минусинской степи выгорали пастбища, то тубинцы использовали территорию Ем-Исса в качестве отгонных пастбищ для сотен тысяч голов скота, преимущественно лошадей. Ежегодно торными тропами, через перевал горы Табган (Табыган, гора у Имисса высотой 741 метр) табуны лошадей пригоняли сюда.

На расстоянии 5 верст от Имисского в долине речки Шабалык и на горе Березовой в древности располагались священные родовые захоронения наиболее знатных степняков. Сохранились до наших дней три больших и ряд малых курганов с земляными насыпями. Высота больших курганов доходила до 12-15 метров, диаметр – до 80 метров.

Неоднократно в деревьях во время заготовки дров имисские крестьяне находили бронзовые и железные наконечники стрел. Среди них наиболее интересными были находки стрел «со свистом», с тройным оперением и пустотами, имевшими небольшие отверстия. Во время полета такие стрелы издавали неприятный пронзительный свист.

Вокруг села имеется множество необычных природно-географических памятников.

Так, на расстоянии 20-25 км от Имисса в направлении к Казыру есть место, называемое «Чашина» (от слова чаша). Оно не только совершенно круглое и плоское, но и по отношению к холмистой, и частично гористой, углубленно на 10-15 метров. Диаметр «Чашины» (по свидетельству бывшего учителя географии Имисской средней школы П.А. Шурдесова) доходит до 10-15 км. Он рассказывал, что однажды, заблудился и долго не мог выйти оттуда, т.к. его охватило необычное ощущение потери ориентации и чувства времени. Мне лично представляется, что Чашина вполне может быть местом падения в глубокой древности гигантского метеорита.

В октябре 1981 года археологом вместе с учашимися-поисковиками Имисской школы Ю. Евдокимовым и В. Исаковым в карьере у Можарского спуска были найдены и раскопаны останки древнейшего хищника – саблезубого кота. Он был высотой около 50 см, длиной до 80 см с хвостом. Клыки древнего кота были длиной 5-6 см. На зачищенной глине в лучах солнца отсвечивала шерсть ярко рыжего цвета.  Примечательно то, что передняя правая лапа древнего кота в запястье еще при жизни была сломана, и на этом месте образовалось утолщение (костная мозоль?). Сама лапа была скрючена, размер ее был меньше другой. Коренные зубы были значительно сточены. Видно было, что он был сильно истощен и погиб во время наводнения. Затем его прибило к берегу, где и погребло глинистыми отложениями.

К имисским достопримечательностям следует отнести сохранившуюся небольшую рощу реликтовых черных берез. В Сибири они крайне редки. В 1978 г. мной со слов имисской старожилки А.И. Волынкиной (Волеговой) была записана легенда (быличка), имевшая в Сибири достаточное хождение. Она рассказывала, что «до прихода русских все березы в Сибири были черные. Но прошел слух, что сюда идет войско белого царя. Но местное население, называвшее себя «чудью» вырыли землянки в земле с деревянными и земляными потолками. Затем они все, и стар и мал, вошли в них, подрубили столбы и погребли себя заживо, чтобы не стать пленниками белого царя. С того времени черные березы побелели от горя. Так появились в Сибири белые березы.

А черные сейчас крайне редки».

Довольно интересна и вторая быличка о двуглавом крылатом змее. Она была записана со слов потомственного имисского старожила и краеведа Андрея Викторовича Баландина в 2000 г.

«За селом Бугуртак, (недалеко от  Курагина) у подножья горы есть небольшое озеро, посреди которого стоит камень (скала), поросший деревьями. Дно у этого озера очень глубокое. Мне рассказывала 82-летняя бабушка жены; зовут ее Кронцова Марина Корнеевна. Эту историю ей рассказала ее бабушка. То было давнее время, когда Бугуртака еще не было.

камень
озеро у подножья горы Бугуртак

В огромном камне, находившемся на вершине горы, была пустота, пещера. В ней жил двуглавый крылатый змей. Кто из людей видел его, - говорил, что от него идут искры.  Ночью, после захода солнца, он выходил на свою охоту. Курагинские крестьяне, у которых там были покосы, к тому времени старались убраться из тех мест. Змей хватал все живое, будь-то человек или лошадь.

Однажды ночью разразилась страшная гроза. Беспрерывно сверкали молнии, гремел гром. Одна из молний угодила в камень, в котором обитал змей. Камень сорвался с утеса и похоронил змея под собой. А в том месте, где камень пробил землю, образовалось озеро. Сказка, но на юго-востоке горы есть большая каменная россыпь, и уже упомянутое озеро с камнем посередине. Не так давно на этой скале не было деревьев». 

Однако самым значительным природным памятником следует считать родник у Ключевой горы (Перминовой горы) с изумительно вкусной и чистой водой. В отложениях на отмерших корнях трав и кустарников в роднике найдены отложения серебра. Не случайно крестьяне-старожилы считали воду из этого ключа святой, лечебной. Из многих селений Курагинской волости, и даже из под Минусинска, крестьяне приезжали за имисской святой водой. Ежегодно в Имисском в Храмовый праздник иконы Пресвятой Казанской Божьей Матери,  5 ноября по новому стилю, к роднику совершался Крестный Ход. Рядом с родником имиссцами была поставлена деревянная часовня.

Имисс изначальный

В 2015 году село Имисское отмечало 195 -летие со дня своего основания. История восстановлена по многим свидетельствам старожилов в 1960-70-х гг..

Восточная окраина Минусинского округа. Последние дни июня 1820 года. Небольшая группа мужчин, женщин и детей с домашним скарбом на подводах, широкой старинной горно-таеж­ной тропой спустилась через перевал с горы Табган (гора высотой 741 метр) к Кизиру, чтобы переправиться на противоположный, восточный берег. В течение многих столетий здесь существовал брод через реку Кизир на пути далее в междуречье Кизира и Казыра. Здесь в широкой излучине Кизира переселенцами была основана деревня, названная Ем-Исс (в документах – Ем-Иссъ). Во всем Кизиро-Казырском междуречье, да и вообще на территории к востоку от Курагина (за исключением Ирбинского завода), нет населенного пункта старше села Имисс (Имисского).

В то лето переселенцы поставили вре­менные жилища-полуземлянки на пра­вом берегу кизирской протоки. Протоку переселенцы назвали Ангарой, Ангарушкой. Это не случайно, ибо пришли они сюда в результате внутри-сибирской миграции в поисках более благоприятной местности из Енисейского округа.

Деревня, из которой они переселились, располагалась в устье реки Ангары при ее впадении в Енисей. Здесь возделали небольшой участок земли, засеяли и осенью получили неплохой урожай ржи. Летом же заготовили сено для скота, приготовились к зиме. По воспоминаниям имисских старожилов хлеб в первые годы пекли в печах, сделанных в высоком берегу реки Кизир. Печи были вначале из крупной гальки без труб, избушки топились по-черному. Всю осень и первую половину зимы топорами валили лес для строительства изб будущей весной. Благо все пространство, где сейчас стоит село, представляло собой густой сосновый бор с прекрасным строевым лесом.

Но весной 1821 года случилось боль­шое наводнение; избушки их затопило вешней водой. Переселенцы поняли, что левый берег протоки выше и удобнее для проживания и переставили срубы. Так начала застраиваться Береговая (Первая) улица нашей деревни. К осени 1821 года дома были подведены под крышу и обустроены; построены и хозяйственные постройки. Благо, строевой леса был здесь же, под рукой. Таежно-лесные леса в основном были хвойными. Лога, релки, горы вокруг на десятки и сотни верст густо заросли сосной, лиственницей, елью, в меньшей степени - березняком. Неболь­шие островки этого леса сохранились в первозданном виде по Кизиру и сейчас, чуть выше Имисса на Сергеевом берегу.

В Имисском и сейчас можно насчитать более 50-ти домов, возраст которых превышает 75-150 лет. Самый старый дом в селе – это большой крестовый дом крестьянина Евдокимова Федора. В нем до конца 1980-х годов размещалась сельская почта. Дом был построен во второй половине 1850-х годов. Дом полностью срублен топором из сосны с нижним венцом из лиственницы.

дом
самый старый дом села Имисское

Крестьянские дома в Имиссе строили основательно и добротно. Первые дома были в основном «пятистенки» с рубленными сенями. Но к концу XIX-го века большинство старожильческих домов составляли «крестовые». Имисские крестьяне предпочитали шатровые четырехскатные кровли. Двухскатные вплоть до последнего времени здесь называли крышами «по-амбарному». Строевой лес выбирали тщательно, из высокой прямостойкой «кондовой» сосны. Из одной сосны рубили для стен дома не более двух бревен. Тонкий вершинник использовали в основном для хозяйственных построек или для строительства заплотов. Заплот - высокий забор вокруг подворья.

На расстоянии 4-5 метров друг от друга ставили столбы диаметром до 50-60 см с пазами  и закладывали в эти пазы горизонтальные бревна. Заплот доходил до двух метров. Ворота у имисских подворий были высокие, с двускатной «покрышкой» на трех столбах. Одни воротца были сравнительно узкие, «людские», рядом другие – широкие  их двух полотен.

Лес для строительства рубили и вывозили в определенное время года, в самом начале зимы, до большого снега. Бревна вывозили на «передках» телег или на санях с подсанками.

 Весной бревна очищали от коры, протесывали под один диаметр («выводили»). Часто строевой лес вначале держали до месяца в воде в притопленном состоянии.

При данной технологии бревна затем сохли равномерно, без трещин. В любом случае очищенный лес складывали аккуратно под навесы для просушки до осени или следующей весны. Дома старались рубить из сухих бревен. Да и сруб должен был простоять под крышей еще лето, чтобы окончательно высох.  Рубили осенью после жатвы или весной до пахоты. Сруб дома ставили обычно сообща, в виде «помочи по-родству» или «по суседству» за хорошее угощенье или за «отработку». Внутреннюю отделку и дальнейшее обустройство дома далее выполнял сам домохозяин.

 Сразу по возникновению деревни возникла нужда в устроении кладбища (по-имисски называвшееся – «могилки»). Оно было основано выше по течению реки, на высоком солнечном взгорке, за небольшим логом, которое отделяло его от селения. Все-таки мудрыми были старожилы…

 Из-за наличия лога подземные воды из-под «могилок» до сих пор не сообщаются с сельскими. Так что и сейчас вода в имисских колодцах первозданной чистоты по всем санитарным нормам.

За селом у Ключевой горы с древности было большое озеро, длиной около километра. Оно, видимо, осталось с той поры, когда Кизир был настолько полноводной рекой, что берегами его были горы Кабган и Ключевая. Вполне возможно, что 2-3 тысячи лет назад река стала менее полноводной, и на месте современного села был большой остров длиной до десятка километров вплоть до места слияния с Казыром. Протока шла вдоль ключевой горы и, по мере дальнейшего обмеления реки, на месте протоки образовалась «старица» (остатки старого русла), а затем на их месте сохранялась цепочка озер, подпитывавшихся ключами, в том числе и самое большое за Имиссом. Более десятка родников питали это озеро водой. Самый большой ключ был, словно небольшая речка, недалеко от можарского спуска. Но подмыло видимо землю подземными водами, так что образовались пустоты внутри Ключевой горы.

Сохранился рассказ, что  где-то в середине  XIX века среди ночи рухнул со страшным грохотом огром­ный пласт земли в сотню метров на Ключевой горе, образовав впадину. Так и зовется до сей поры это место «Провалище». Постепенно со временем стали исчезать остальные ключи. К середине XX века от некогда громадного озера осталось небольшое озерко с болотцем. Стали исчезать и другие озера из цепочки водоемов, что тянулась вдоль горы. Обмелело и превратилось практически в болото Лобаново озеро. Стали исчезать и небольшие озерца в самом селении. Лишь до начала 1960-х гг. сохранялось озерцо недалеко от церкви под пригорком, на котором стоит современная школа. Затем с посадкой тополей исчезло и оно. 

Во второй же половине XIX века изменило русло река Кизир. Основное русло, что шло вдоль горы Кабган, переместилось на современное ложе реки. Необычно мощное наводнение прорвало берег у устья речки Дальний Имиссик. Огромный участок смыло, и русло прошло по бывшей протоке вдоль села. За несколько десятилетий вода стремительно стала подмывать берег рядом с селом, и постепенно, от весны до весны, от наводнения до наводнения берег стремительно приблизился к Первой, Береговой улице. Постепенно исчезли и бани за огородами вдоль берега. А место прорыва вешней воды на расстоянии 1,5 км от Имисса так и зовется «Прорва». 

В документах Минусинского архива есть запись  1835 года: «Деревня Емиссъ расположена при протоке реки Кизир на левай старане». В деревне насчитывалось в том году 18 дворов. Под словом «протока» нужно понимать не столько левый берег протоки Ангарушки, сколько весь берег Кизира вдоль Береговой улицы. В то время основное русло Кизира проходило вдоль горы Кабган, за островом напротив села. Ныне это протока не зря зовется «Дурной». Выше села русло проходило через Нординскую яму, глубиной до 10 м.

Русло реки, будучи достаточно узким,  не могло справляться с потоком воды, особенно весной, и было действительно дурным - вода буквально кипела от бурунов. Не каждый, вспоминали, отваживался плавать там. Да и быстрое течение буквально выбрасывало лодку за версту от Имисса. Протока же была достаточно спокойной и неширокой. От нынешних огородов до берега реки было до 30-50 метров.

 На берегу сразу стали строиться рядами бани. До революции с высокого берега реки вниз к воде после схода большой воды строилось несколько деревянных лестниц напротив переулков.

 

Деревня быстро расстраивалась и росла за счет новопоселенцев. В 1855 году в «деревне Емиссъ имеется 54 двора и проживает 321 человек. Из них 153 мужскаго пола и 168 женскаго». Для сравне­ния можно привести следующие данные по остальным населенным пунктам, возникшим к этому времени рядом с Имиссом. В деревне Бугуртак (возникла раньше Имисса в конце XVIII века) в 1855 году было 60 дворов и 234 жителя (134 мужского и 100 женского пола). В деревне Жербатихе (возникла в 1830-е гг. у горы ЖербатЪ) было 25 дворов и 85 жителей (45 мужчин и 40 женщин). В деревне Покровской - 13 дворов и 111 жителей (56 душ мужского и 61 - женского). В селе Курагино, основанном за столетие ранее, в том году было 110 дворов, а проживало 630 человек (284 мужчины и 346 женщин).

улица

Улица Береговая, что идет в Имисском вдоль берега, была застроена уже к концу 1840-х годов в основном крестьянами-переселенцами из Вятской губернии. А в 60-70-е годы XIX-го века, после отмены крепостного права, быс­тро застроились Вторая улица (улица Тамбовская). Затем улица Симбирская. Сюда переселились крестьяне в основном из одноименных губерний, а также из Курской, Воронежской, Казанской. Крестьяне становились зажиточнее. Во второй половине XIX-го века в деревне появилось несколько двухэтажных домов (точнее будет сказано – домов на хозяйственных «подклетях»).

Многие географические названия гор, лесов, логов, полей носят имена первопосе­ленцев и старожилов или переселенцев, ставших старожилами к последней четверти XIX-го века. Это Евдокимовы, Мухачевы, Хохловы, Шалагины, Левахины, Бехтеревы, Перминовы, Зыковы, Журавлевы, Сергеевы, Алешечкины, Анучины. Бехтеревы, Ковале­вы, Митряшевы, Маркушевы, Пленкины, Скурихины, Пуртовы, Головины, Малковы, Кудиновы,  Мачера и многие другие. В 1860-е годы деревня Емисс стала селом Емисским, появилась церковь. По ходатай­ству жителей деревни в 1864 году из Курагинского прихода был выделен Емисский-Казанский приход и дано разрешение на строительство церкви. Храм строили всем «обчеством». Рассказывали, что старики тщательно выбирали деревья, обмеряя их специальными веревочками-мерками, затем метили их крестом. «Общество» на сходе наняло за высокую плату артель лучших плотников и те за одно лето срубили церковь на каменном фундаменте. В 1867 году церковь была освящена и начала функционировать.

Из истории Имисского-Казанского прихода

Имисский-Казанский приход выделился из Курагинского прихода. Построение церкви разрешено по ходатайству жителей села Имисса 30 мая 1864 года, а заложена она 8 июля 1867 года. Весь приход расположен по рекам: Кизиру и Казыру и их притокам. Село Имисс расположено на реке Кизир в долине между горами. Вследствие сырости от тайги и болот местность обладает нездоровым климатом, предрасполагающим к туберкулезным заболеваниям. От гор. Минусинска с. Имисское в 110 вер., от почт. отд. Курагино 41 вер., от ст. железной дороги 443 вер. В приходе 11 деревень: Жербатиха, Покровка, Тамбовка, Михайловка, Можарка, Тюхтят, Ключевская, Ново-Спасская, Ново-Михайловка, Ново-Георгиевская, Сретенская. Село Имисс и деревни Жербатиха, Покровка, Михайловка и Можарка заселены более 50 лет вольными переселенцами, а остальныя деревни образовались из переселенческих участков. Расстояние  деревень от села Имисса в 4 – 25 верстах. Препятствий к сообщению нет. Церковь одна, деревянная на каменном фундаменте, построена в 1867 году, в честь Иконы Казанской Божией матери. Кроме приходского храма построена, но не освящена церковь в деревне Покровке. В селе помещается в собственном здании одноклассная церковно-приходская школа. В приходе имеются следующия министерския училища: 1) Имисское 2-х классное; 2) Покровское одноклассное; Жербатское, Тамбовское, Можарское, Тюхтятское – все одноклассныя. В приходе есть переселенческий медицинский пункт, волостное правление и кредитное товарищество. Причт составляют: священник и псаломщик: священнику жалованья от казны 300 руб. кружечных доходов за 1914 г., около 1300 руб. и жалованья по должности законоучителя  260 руб., а всего около 2000 руб. псаломщику жалованья от казны 100 руб., кружечных доходов за 1914 год – 400 руб. и за преподавание пения в церковной школе 30 руб., а всего около 600 руб. Дом для священника удобный, а у псаломщика тесный. Имеется причтовой покосной земли 99 десятин. Капиталов причтовых нет; церковных капиталов всего 540 руб. Капиталов приходского попечительства наличных 108 руб. 24 коп., билетами 3466 руб. 98 коп. Население 1008 дворов; м.п. 3003 и ж.п.3003, а всего 6006. Население состоит из старожилов и переселенцев из губерний: Вятской, Тамбовской и Пермской. Среди прихожан есть безпоповцы и последователи австрийского священства, но точного числа их не имеется. Пропаганды со стороны раскольников не замечается. Главное занятие жителей хлебопашество.

(См. кн.: Краткое описание приходов Енисейской епархии». – Красноярск, 1917. – С. 150.)

дом

День 4 ноября (22 октября по старому стилю) - День Казанской иконы Пресвятой Богородицы был в селе Имисском престольным праздни­ком, то есть самым главным праздником. В этот день ежегодно устраивалась большая ярмарка уездного значения. На Святой праздник Казанской Божьей Матери и на ярмарку съезжалось практически все взрослое население нашей волости, многие с детьми. Приезжали на ярмарку и десятки торговых людей из Минусинска, Каратуза, Курагина и других крупных торговых селений южной части Енисейской губернии. Сотни и сотни приезжих расселялись у многочисленных родственников, друзей, знакомых. Встретить гостей следовало «путем», хлебосольно и «питейно».

Казанская церковь в Имиссе имела небольшой купол с крестом и колокольню со звонницей. В 1930-е годы имисские комсомольцы спилили кресты, снесли купола церкви и переоборудовали здание под сельский клуб. Здание бывшего Храма в Имиссе простояло до начала 80-х годов XX столетия; пока не сгорело в мае 1982 года от случайного окурка...

До сих пор одна из пашен в 5-и км за селом называется Поповскими лугами.

К 1915 году из Имисского выделился Приход с освященной церковью в селе Петропавловском, в приспособленном под нее здании. Затем было построено, но не освящено здание церкви в деревне Покровской.

Сохранились довольно любопытные описания некого публициста И.В. Преображенского в статье «Открытие святых мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца в июле 1903 г.», касающиеся истории нашего селения. Он, будучи непосредственным свидетелем описанных событий, зафиксировал множество чудесных исцелений больных людей, пришедших в июле 1903 г. в Саров на открытие мощей Св. Серафима Саровского.

И.В. Преображенский пишет: «Присутствовавшие на Саровских торжествах удостоились быть свидетелями поистине великих и неизреченных милостей Божиих, воочию всем явленных русскому народу чрез угодника Божия и чудотворца Серафима. Могли убедиться они и в крепкой вере народа нашего в «батюшку Серафима».

Вера эта привлекала ко дням его прославления в Саровскую обитель, можно сказать, сотни тысяч православных со всех концов нашего обширного отечества и даже из далекой Сибири. Так, мать исцелившегося 14 июля одиннадцатилетнего мальчика Ивана Степанова Захарова, с двухлетнего возраста лишившегося зрения вследствие ушиба головы, пришла из деревни Оськиной, Симского округа, Тобольской губернии. Бабушка другого мальчика, Василия Ивлева, 14 лет, немого от рождения и того же 14 числа (14 июля 1903 г.) чудесным образом получившего дар слова, привела любимого внучка из села Имисского, Минусинского уезда, Енисейской губернии. Радость обеих женщин и самих исцелившихся не поддается описанию: от радости плакала мать прозревшего сына, плакала и бабушка заговорившего внука, плакали и сами дети, взысканные милостию Божией. Видя их, слушая рассказ умиленной старушки, не могли удержаться от слез и все окружавшие…»

Хозяйственное благополучие

Накануне революции 1917 года в селе Имисском было кредитное товарищество, шесть магазинов и лавок, в том числе и минусинского купца и конезаводчика И. Пашенных. Известно, что торговая лавка Пашенных была построена в 1882 г. (в 1960-80-х гг. здесь был хозяйственный магазин). Делами в лавке распоряжался приказчик Масленников. В 1890-х гг. Масленникову лавка была подарена, и он стал хозяином ее вследствие достаточно темной истории.

К началу 1920-х годов купцами, торговцами и хлеботорговцами в Имиссе значились Евдокимов  Егор Федорович, Евдокимов Никифор, Евдокимов Спиридон, Щелкунов Ераст,  Асташов Евстигней, Мухачев Ларион, Курдюмов Петр, П. Хохлов.

лавка

Так, по воспоминаниям старожилов, Е.Ф. Евдокимов служил на Дальнем Востоке в период русско-японской войны на вещевом складе на интендантской должности. Вернулся со службы и через несколько лет стал крупным торговцем. В 1912 году построил кирпичную лавку (магазин) с пристроенным к нему деревянным жилым помещением.

Не менее крупным торговцем был Щелкунов Ераст. Его дед крестьянин-середняк Илья Щелкунов переселился в 1852 году из Вятской губернии в д. Жербатиху. Отец – Михаил Щелкунов стал одним из самых богатых крестьян в Жербатихе, имел двухэтажный дом. Он имел в хозяйстве до 100-150 лошадей и коров, продавал зерно и скот на северные прииски. Сын Ераст Михайлович переселился в Имисс и открыл здесь свою лавку.

В с. Имисском было несколько кожевенных мастерских. Самая крупная принадлежала Скурихину Ефиму. Было также несколько водяных мельниц. Самая крупная мельница была у Филиппа Ваулина. При водяной мельнице у Ваулина был лесопильный завод.

Подавляющее большинство жителей с. Имисского занималось земледелием. Их хозяйства, в основном, были крепкими середняц­кими. В каждом дворе было от 3 до 7 лошадей, по 3-5 коров. Пашенной земли было от 3-4 до 10-15 десятин пашни. Крестьяне имели обширные покосы. Условия земледелия были достаточно суровые, т.к. местность и ныне относится к подтаежным и таежным. Например, в одном из докумен­тов волостной управы говорится следующее: «В Имисской волости посев хле­бов производится: озимых в августе и яровых - со второй половины апреля и до конца мая месяца.                                                                                                                         

конь

В 1907 году в начале весны до половины мая погода была холодная с сильным ветром, отчего рост хлебов замедлился, а часть посевов выдуло. Но затем устано­вилась благоприятная погода, и урожай хлебов получится хороший. Обмолот хлеба получился, в среднем, озимого -15 пудов и ярового 16 пудов с овина». (Даты даны по ст. стилю.)

Многие жители Имисской волости, особенно в верховьях Кизира и Казыра (в «верхах») занимались охотой. Только таежных заимок в междуречье Кизира и Казыра было шесть, а всего в «озерских» заимках в 1916 году жило 210 человек. В том же году результаты промысловой охоты по волости были следующие: медведей - 5 шт., лисиц – 6 шт., хорька - 125 шт., горностая – 135, колонка - 210, белок - 5500, зайцев - 80, диких коз - 18, рябчиков - 4500, тетеревов - 500, глухарей - 118 штук и т.д. В графе «соболь» стоит прочерк.

Собираясь несколькими семьями, жители волости ходили  в лес за ягодами. Занимались и рыболовством. Благо рыбы было много и всякой: в реках и притоках во множестве водились таймени, ленки, хариусы. Остальную «мелочь» за рыбу не считали.

Имиссцы даже мыли золото на перекатах и протоках Кизира и Казыра.

Были в Имисском и маломощные, слабые крестьянские хозяй­ства, в которых было по одной лошади или вообще безлошадные. Это были в основном подворья новопоселенцев, прибывших в Сибирь накануне первой мировой во­йны, или хозяйства пьющих, ленивых, не способных крестьянство­вать. Те, у которых было слабое хозяйство, были вынуждены работать батраками по найму в хозяйствах старожилов. Найм работников был в основном сезонный. Но таких были единицы, и отношение к ним было сочувственное, или снисходительно-презрительное.

В дореволюционное время сибирская деревня ува­жала и почитала крестьянина-труже­ника, хозяйственного мужика, ведущего трезвый образ жизни, с аккурат­ным обустроенным двором. Но если и гуляли крестьяне, то редко, да метко. Позволяли выпить толь­ко зимой, от Покрова и Престольного праздника до Пасхи. И после сева - на Троицу.

Просвещение и медицина

Со строительством и освящением церкви в Имиссе появляются школа и первый очаг культуры. Сначала на дому обучение эпизодически проводилось сельскими священнослужителями. Но в 1882 году в селе Имисском впервые открылась одноклассная церковно-приходская школа. Ее первым учителем был Иван Степанович Бем. Позже детей учил Константин Иванович Жибинов. Его отец Иван Жибинов выучился грамоте у сосланного на вечное поселение в Курагино декабриста Тютчева.

школа

В начале 19-го века в Имисской ЦПШ работали учителями Н. Шошина, А. Сиволобов и Е. Сиволобова. В 1907 году братьями П. и И. Судьиными по договору с общиной было построено здание для министерской школы (училища). Заведующим училища и законоучителем был священник Николай Стефанович Козьмин, а за тем священник А.Евтюгин. Учителями в школе работали М.В. Первухина, Д.С. Кадошников, Т.Н. Попова, Е. Павлова. Второе крыло школы было пристроено в 1928 году. Здание использовалось в качестве школы до 1975 года. Затем после полутора десятков лет разрухи оно было отремонтировано, и ныне в ней находится контора ЗАО «Имисское».

Имисские крестьяне, по воспоминаниям ста­риков, ценили грамотность. Большинство имисских крестьян умело читать, писать. Так старейший учитель Л.Ф. Журавлев вспоминал, что по рассказам его деда еще в 1840-50-х годах крестьяне Имисского почти все были грамотные и учились зимними вечерами на дому у грамотеев, а тем, кто ездил в Минусинск, заказывали книги.

больница

Книги передавали друг другу, зачитывая до дыр. Перед революцией группа юношей успешно закончила Минусинскую учительскую семинарию. Это были имиссцы Лука Филатович Журавлев (был делегатом 1-го учительского съезда), Евгений Хрисантович Мухачев (всю жизнь проработал учителем в Имиссе), Иван Степанович Бредкин (воевал прапорщиком в Первой мировой войне), Михаил Снегирев (из Бугуртака. Погиб в Гражданской войне),

Павел Колеватов (впоследствии погиб в Красной Армии на Д. Востоке), Иван Цыганков (из Тюхтят был в партизанской армии П.Е. Щетинкина).

 

В 1981 году Имисскую среднюю школу закончил Немзоров Александр Степанович. Осенью этого же года его призвали в армию, где после «учебки» попадает в Афганистан. Он погиб в 1983 г., спасая своих товарищей-сослуживцев. В селе одна из улиц названа его именем, а также проводятся районные спортивные соревнования  им. Александра Немзорова.

немзоров

В селе Имисском в конце  XIX-го века был открыт медицинский пункт. Известно, что в начале XX-го века в ней работали фельдшерами Василий Петрович и Екатерина Ивановна Нечаевы, Павел Порфирьевич Качаев и Клавдия Ерасовна Шелкунова.

На рубеже веков

Наиболее широкий, третий поток переселенцев хлынул в наши края в конце XIX-го века. Особенно в ходе проведения реформ П.А. Столыпина. Как и в целом в Сибирь, в Имисс переселялись крестьяне из Украины, Белоруссии, Волыни, из всех губерний Российской империи. Однако особенно много появилось в начале XX-го века в наших местах крестьян из Пермской губернии. Еще в 1860 году возник Ольховский рудник. А в начале XX-го века по Кизиру и Казыру появились десятки деревень. Поэтому с целью упорядо­чения управления на рубеже 19-20-х веков все населенные пункты в верховьях и междуречье и вдоль по Кизиру и Казыру были объединены в Имисскую волость.

В 1916 году в нашу Имисскую волость входило 34 селения, 6 заимок, население составляло 15 462 человека. Кроме известных ныне всем деревень Жербатихи, Покровки, Михайловки, Тюхтят, Петропавловки, Гуляевки в состав волости входили деревни Мишкинская, Нординская, Климовская, Кордовская, Мульгинская, Ново-Михайловская, Ново-Спасская, Черемшанская, Тамбовская, Ново-Георгиевская, Сретинская, Верхне-Курятская, Таятская, Нижне-Курятская, Александровская, Горловская, Полуденская, Таятская, Казырская, Окуловская, Бурундатская, Нижне-Таятская, Красный Камень и т.д. В 1920-е годы в состав Имисского волости включался и Ольховский рудник - ныне город Артемовск.

Волостной аппарат был мизерно мал - волостной староста (старшина), волостной писарь и пристав. В каждом селении был староста и свой писарь. Перед революцией стар­шинами были Иван Евлюков и Алексей Кыров, писарь-делопроиз­водитель Жибинов, Пристав - Вилисов. При волости была своя тюрьма «чижовка». В нее по решению схода или волостного старшины сажали сроком до одного месяца нарушителей дисциплины, тунеядцев, пьяниц и пр. Так, например, в 1916 году за различные правонарушения по решению волостной власти в «чижовку» поступило и выбыло 44 человека, отсидевших в общей сложности 345 суток.

Накануне революции

Дорога до с. Имисского раньше шла горами, что было крайне неудобно для его жителей. В сентябре 1911 года Имисская волостная управа обратилась с просьбой в Минусинскую уездную управу с прошением: «Необходимо заменить дорогу, что пролегла у деревни Жербатиха в с. Бугуртакское, как сильно гористую и неудобную. Другую таковую предлагается провести около реки на устьях Кизира и Казыра. Для чего нужно будет взорвать около горы Икташ (ИкташЪ) скалу над рекой на расстоянии 10 сажен. Понадобится 1500 рублей.  Устроить один (1919 г.- штаб партизанской армии Кравченко- Щетинкина).  мостик на речке Бурлук - 100 рублей и сделать отток от скалы к р. Бурлук на расстояние одной версты - еще 100    рублей. Таким образом, вновь проведенная  дорога  будет ровная, без гор и вполне пригодная для  езды...». До сей поры это действующая автомобильная дорога, по которой имиссцы и жители других «верхних» селений сейчас ездят в Курагино.

Но продолжает сохраняться и использоваться грунтовая  дорога горами от д. Жербатихи до Бугуртака для хозяйственных нужд и выезда на «нагорные» пашни.

Начало XX века совпало с величайшими историческими событиями – войнами и политическими потрясениями в стране. Конечно, имиссцы, как и все подданные Российской империи, не могли оставаться в стороне.

Многие жители Имисской волости приняли участие в русско-японс­кой войне. Это Е.Ф.Евдокимов, С.Евдокимов, С.Ф.Судьин, П.Д Евдокимов, А. Шурдесов, а П.И.Мартынов из Можарки, моряк, был одним из героев обороны Порт-Артура. 

солдаты

Десятки наших земля­ков воевали в армии и на флоте на фронтах первой мировой войны. Среди них были Гавриил Герасимович Курагин, Петр Дмитриевич Евдокимов, Максим Ложеницын, Ефим Федорович Головин, Егор Кутузов, Семен Болотин, Григорий Дудин, Николай Ивлев, Алексей Немзоров, Петр Пленкин, Григорий и Афанасий Пружинины, Емельян Гусев, Егор Дудин.

Истина требует отметить и участие имиссцев в революционных событиях. В 1907 году Петр Дмитриевич Евдокимов за участие в восстании моряков Владивостока был приговорен к смертной казни, замененной затем каторжными работами. «Политикой» в селе зани­мались до революции Иван Дмитриевич Евдокимов, Пимен Шелкунов, Василий Нестерович Журавлев. В Имисской волости накануне революции жили ссыльные Н.И.Войцех, В.И.Запольский, Д.Моторенко.

В 1917 году Российская империя вступила в пору серьезных социально-политических потрясений. Прежняя довольно спокойная, размеренная и из года в год цикличная, для крестьян жизнь закончилась. Закрутилась круговерть страшных событий, принесших неисчислимые бедствия и страдания, как жителям Европейской части огромной страны, так и Сибири. Прямо затронули события революции и последовавшей за ней гражданской войны и далекое таежное село Имисское, Имисской волости, Минусинского уезда, Енисейской губернии…

штаб

 

В наше время

Шло время, сменялись времена года. Сейчас в селе работаю клуб, библиотека, сельский кинотеатр, есть краеведческий уголок, много танцевальных, музыкальных и спортивных кружков, на каждый праздник для жителей села проходят концерты.

село
село Имисское сегодня

Двухэтажная средняя образовательная школа, в которой учатся 176 учеников из двух населенных пунктов с. Имисское и д. Жербатихи,   работают 20 преподавателей.

        Для малышей всегда открыт детский сад «Сказка», где работают высококвалифицированные воспитатели.
         ЗАО "Имисское" занимается выращиванием зерновых культур, разводит скот, заготавливает корма. Ведется работа по воспроизводству стада, закупается породный скот.

 

Источники литературы:

Андюсев, Б.Е. «Село Имисс. Очерки истории». - Красноярск, 2008

Андюсев, Б.Е.  «Сибирское краеведение». - Красноярск, 2006А.В. Баландин «Личный краеведческий каталог»

Краеведческий материал Имисской сельской библиотеки, Имисской СОШ№13