Конкурсное сочинение (портретный очерк) «Наши земляки»

СИЛЬНАЯ СЛАБАЯ ЖЕНЩИНА

Директор школы... В моём воображении  сразу вырисовывается образ, портрет человека, который умеет управлять большим (преимущественно женским) коллективом, может найти выход из любой жизненной (хозяйственной, бытовой), педагогической (воспитательной, образовательной) ситуации, ведь в этой профессии очень важно найти правильный подход к ученикам, учителям и родителям, принять решение, чтобы никого не обидеть, не навредить, ведь ошибки педагогов дают о себе знать через много лет.
А какая это огромная ответственность за всё: обучение и воспитание учащихся, аттестация педагогов, своевременное лицензирование и аккредитация, здоровье, питание, ремонт  и содержание здания  школы, которое с годами совсем не становится новее... По-моему, директору школы нужно быть одновременно тактиком и стратегом, педагогом и администратором, хозяйственником и психологом, думать о работе 24 часа в сутки, ведь это «беспокойное хозяйство» - учителя, ученики, техперсонал — живые люди общей численностью более 700 человек, каждый со своим характером, уровнем притязаний и запросами.
Одним словом, работа для мужчины с силой воли, мудростью и терпением, которые приходят с годами, не очень обременённого семейными проблемами, которые встречаются на пути молодожёнов, т. е. по всем параметрам директором школы должен быть мужчина средних лет с высшим педагогическим образованием, обаятельный, но строгий, пользующийся авторитетом у всех жителей посёлка. Доказательством этому служат слова героя фильма «Служебный роман»: «Она не женщина, она — директор».
Знакомьтесь - Зоя Ивановна Пашкова, директор МОУ Ирбинской средней общеобразовательной школы №6. В 1985 году Зоя Чернышова закончила Ирбинскую среднюю школу и поступила в Лесосибирский государственный педагогический институт, где обучалась вместе с нынешними педагогами Ирбинской школы Виноградовой Ларисой Витальевной и Колодкиной Еленой Анатольевной.
В 1989 году Зоя Ивановна закончила институт, получила диплом учителя начальных классов. Проблема выбора места жительства остро не стояла: родной посёлок ждал, и поэтому сразу пошла работать в школу. Несколько лет учила ребятишек азбуке и счёту, открывала с ними тайны окружающего мира и развивала творческие навыки на уроках труда.
Затем директор школы Кораблин Владимир Петрович предложил Зое Ивановне попробовать себя в должности завуча по начальным классам. Время было интересное: в школе прививалось развивающее обучение, стали большое внимание уделять сохранению здоровья, новым стандартам обучения. Поэтому нужен был полный сил молодой завуч, способный быстро обучаться и обучать других педагогов. Зоя Ивановна с энтузиазмом взялась за новое дело и оправдала надежды директора: о начальной школе в Ирбе заговорили в районе,  начала работать школьная площадка Краевого института повышения квалификации педагогов; школа вступила в краевой конкурс «Школа — территория здоровья».
После перевода директора школы Ястреба Фёдора Александровича на  должность начальника районного Управления образования Зоя Ивановна была назначена директором МОУ Ирбинской СОШ №6. Шёл 2005 год. Не сразу всё сложилось гладко, приходилось сутками постигать основы администрирования, вникать в сложности финансирования, овладевать навыками управленца. Но это было интересно, трудности не отпугнули и не сломали.
В школе ещё работают учителя, которые учили Зою Ивановну. Зная проблемы взаимоотношений «отцов» и «детей», работающих в одном коллективе, я начала интервью с Зоей Ивановной с вопроса:
   - Сложно ли быть директором своих учителей?
   - Нет, не сложно, - отвечает Зоя Ивановна, нисколько не раздумывая.
   - Сложно ли быть директором в целом и нравится ли вам ваша профессия?
   - Профессия нравится. А быть директором сложно, так как все быстро меняется, надо быть в курсе всего, сложно принимать решения, идти на компромисс между учениками и родителями, поступить так, чтобы все остались довольны, но в рамках существующих законов.
   - Можете ли вы поделиться планами на будущее?
   - В планах — работать, а ещё я хочу получить образование по специальности менеджер, так как уверена, что в будущем директору школы просто необходимы эти знания.
Интервью было коротким, Зоя Ивановна работала за ноутбуком, торопилась уезжать в управление образования. Не имея собственного водителя, она в любое время может сесть за руль своей машины и не зависеть ни от маршрутных автобусов, ни от школьного автотранспорта. Деловая женщина всё делает сама.
Каждый день ровно в 8.00 раздается звонок на первый урок в нашей школе. И по коридорам пройдет  деловая, целеустремленная женщина, хозяйственным взглядом осматривая свои владения. Она заметит всё: банкетки расставлены не там, где они должны быть, свет горит днём в коридорах, ученики в столовой во время урока... С кем-то пошутит, кого-то пожурит, кто-то будет строго отчитан...
Ученики младших классов замирают при произнесении слова «директор». А старшеклассники знают спортивную Зою Ивановну, сталкиваясь с нею во время Кросса наций или на зимней лыжне, во время турнира по лапте или волейболу... А ещё у неё развитое чувство юмора и присущий ей стиль, который и делает слабую женщину сильной.

Теняева Анастасия,
Ирбинская СОШ № 6,  9 класс