ЗАПОВЕДНУЮ ГОРУ ОХРАНЯЮТ ДУХИ
В ближайшие дни красно­ярские археологи отправятся в научную экспедицию для исследования Шалоболинской писаницы. Ученые наде­ются, что на этот раз "хозяе­ва гор" - духи - не будут таин­ственным образом препят­ствовать работе экспедиции.
Справка. Шалоболинская писаница расположе­на на правом берегу реки Тубы, в нескольких километрах от села Ильинка Курагинского района. Представляет собой высокий крутой скальный массив, испещренный петроглифами. Здесь на­считывают более 500 плоскостей с рисунками, ко­торые встречаются на протяжении всего масси­ва на различных высотах от полутора до 150 метров.
Была открыта русскими поселенцами в сере­дине 50-х годов XVIII века. Первое упоминание принадлежит минусинскому окружному начальнику, этнографу Николаю Кострову, который назвал петроглифы шалоболинскими.

1

МИСТИКА
В прошлом году ученые из Красноярского государственного педагогического университета провели здесь по заказу комитета по охране памятников истории и культуры Красноярского края масштабные ис­следования. И сразу заметили, что это место охраняют духи.
Научный сотрудник лаборатории археологии КГПУ Александр Заика не задобрил вовремя "хозяев" скал и едва не погиб под камнепадом.
- Вечером я закончил работу и ушел спать в лагерь, - рассказыва­ет Александр Леонидович. - Утром, то место, где я работал, не узнал: оно было завалено каменными глыбами, которые вывернули с корнем даже вековые тополя. Задержись я здесь, не стоило бы беспокоиться по по­воду похорон, достаточно было бы поставить только крестик. Подобные места, как я убеждался и раньше, обладают какой-то особой энергети­кой. Приведу несколько примеров. Однажды на Мане мы изучали уни­кальные рисунки шаманского бубна, выполненного в натуральную вели­чину. Как только приблизились к нему, внезапно начался страшный ливень. Он продолжался трое суток. В конце концов, мы решили посту­чать по бубну. Удивительно, но факт - дождь резко прекратился. Более того, вплоть до Красноярска нас со­провождала на удивление ясная по­года, хотя по всей округе шли осен­ние дожди. Позже на реке Ангаре  трое суток не удавалось сделать простейшую операцию: снять маску из папье-маше с каменного извая­ния. Маска все время сползала, ничего не получалось. И только на третий день, когда к подножию каменного идола было принесено все ценное, что у нас осталось (конфеты, деньги, сигареты и т.д.), несмотря на сильный снег, маска получилась...
После того страшного камнепада мы каждый день старались задоб­рить духов горы, "подкармливали" их водкой. Может быть, поэтому рабо­ты на скале проходили в "бескров­ном" варианте.
Кстати, мистика ощущается там даже в поведении животных. Гово­рят, что именно с этой скалы в про­пасть часто срываются бараны. А однажды было замечено, что к об­рыву животных подгоняют... вороны! Этот удивительный факт даже уда­лось запечатлеть на видеопленке.

2

 
КОЛДУНЫ
Сейчас, чтобы произвести иссле­дования, ученым приходится заби­раться на отвесные склоны со спе­циальным снаряжением. Трудно представить, что так же карабкался на скалу древний человек.
- Можно предположить, что ког­да-то эти скалы не были такими труднодоступными, - поясняет Александр заика. - С другой стороны, рисунки в самых сложных местах имели свой особенный смысл. Их ведь делали в основном жрецы, шаманы племени, колдуны. Чем выше и недоступнее место нанесения рисунка, тем боль­ше авторитет автора. Таким обра­зом, можно сказать, что колдуны вли­яли на "электорат". А местные жите­ли даже в XX веке считали, что ри­сунки появляются сами собой и де­лают их духи.
 
КРАСКИ
Самые древние петроглифы от­носятся к эпохе неолита - 5-6 тысяч лет до нашей эры. В этот период древние изображали только живот­ных: лося, марала, медведя; человек был еще "непопулярен", зависим от природы.
Причем эти изображения на­столько реалистичны, что напомина­ют фотографию! Древним художни­кам удавалось прорисовывать фигу­ры, максимально приближенные к оригиналу; схожесть по возможности сохранялась даже в размерах (представьте себе огромного лося на скале). Способ раскраски сейчас покажется вам варварским, но в свое время был самым обыч­ным делом: в качестве красителя древние люди использовали кровь уби­тых животных, что явля­лось неким "извинитель­ным" обрядом за убий­ство и залогом того, что это изображение оживет и обилие дичи не иссяк­нет. Кстати, позже люди стали использовать более гуманный краситель - охру, но иногда ее тоже замешивали с кровью.
 
СЮЖЕТЫ
В эпоху энеолита (4 тыс. лет на­зад) для наскальной росписи уже применялись металлические предметы.
- Именно к этому периоду относятся самые эпатирующие сюжеты: фигуры фантастического облика, -рассказывает Александр Заика. -Одна из панорам с изображением людей нас просто поразила. В цен­тре композиции - лик человека с лу­чами и рогами (кстати, на всех ли­ках древние люди прорисовывали третий глаз). Слева - человекопо­добная фигура в колпаке, без рук. Между ними - лось с прорисованным скелетом, пораженный стрелой. Справа изображен человек с раскинутыми в сторону руками, разбрасы­вающий звезды, обозначенные кре­стиками. Правее - еще один чело­век без рук. Картина явно нарисова­на одним автором, представляет единый сюжет и характеризует древ­нее представление о мироустрой­стве. Центральная фигура - боже­ство, от которого зависит жизнь че­ловека и стабильность природных явлений (восход и закат, смена вре­мен года и т.д.).
Середина второго тысячелетия до нашей эры, эпоха бронзы, карди­нально поменяла манеру наскаль­ной живописи. Рисунки этого перио­да отличаются схематизмом: тело, руки, ноги - простые палочки. Самая интересная картина этого периода -изображение колесницы, запряжен­ной животными, на которой едет че­ловек. Поражает проекция - рисунок выполнен не сбоку, как принято сей­час, а как бы сверху.
Переходный период - "минус" пя­тый век и до первого тысячелетия нашей эры - опять кардиальные пе­ремены, своеобразный резонанс в искусстве. Здесь можно увидеть ле­тящих оленей (но без крыльев), хищ­ников, свернувшихся клубком... По­пулярны сцены охоты.
Позже кочевники выполняли ри­сунки методом гравировки, что гораз­до проще, быстрее и менее трудо­емко.
Также в начале первого тысяче­летия нашей эры пользуются при­оритетами батальные сцены и сюже­ты конной охоты. Примечательно, что на большинстве изображений лошадей в профиль задняя часть ту­ловища животных развернута в фас.  В эпоху средневековья, очевид­но, появляется культ хозяина гор. К священной скале приходили проси­тели и после определенных обрядов оставляли на камне свой родовой знак, проще говоря, автограф, что­бы божество при выполнении просьб "не ошибся адресом". С древними записями соседствуют современные. На одном из участков Шалаболинской писаницы изображен двуглавый орел, картина явно относит­ся к царским временам. На другом - глубоко под чьей-то фамилией в ска­ле выбита историческая справка: "признан врагом народа и осужден на 10 лет, сослан в Сибирь!"
Не миновали Шалоболинскую писаницу и надписи, типа: "Здесь был Вася!" В отличие от древних современным "художникам" для это­го не потребовалось долото - подоб­ные "лозунги" нанесены обычной масляной краской.

3

 
ПОД ОХРАНУ!
Увы, сейчас петроглифы пребы­вают в плачевном состоянии. Под воздействием естественных эрозий­ных процессов плоскости растрески­ваются и осыпаются, нижние ярусы скалы уже погребены под осыпями скальных пород. Остановить этот процесс человеку не под силу - вре­мя берет свое. Однако радует то, что до сих пор уникальный памятник культуры не стал местом паломни­чества любопытствующих и даже местных жителей - добраться до него слишком сложно, и поэтому со­хранился до сих пор практически не­тронутым.
К тому же с 1974 года памятник находится под госохраной.
- Постановлением Совета Мини­стров РСФСР от 04.12.74 г. Шалоболинская писаница принята под госу­дарственную охрану как памятник археологии федерального (общерос­сийского) значения, - сообщил стар­ший научный сотрудник комитета по охране памятников Виктор Буторин. - А наш комитет, в свою очередь, готовит документы для создания на месте Шалоболинской писаницы ох­раняемого историко-культурного за­поведника для организации научно­го туризма.
Мария МИШКИНА, "КК"
 

ТАМ ЖИВУТ УЖАСНЫЕ ЛЮДИ-ДИКАРИ...
Высокая отвесная скала тянется вдоль берега полноводной Тубы на пять километров. Почти на всём протяжении каменные выступы украшают рисунки древних людей. Недалеко от скалы стоит старинное село Шалаболино. От него скала с рисунками и получила название Шалаболинской писаницы.
 
Шалаболинская писаница известна специалистам во всём мире. Она славится не только огромным количеством рисун­ков, но и необычайно высоким, художественным уровнем мно­гих произведении наскальной живописи, разнообразием сю­жетов, форм и методов их воп­лощения. Каменные полотна на берегу реки Тубы отображают историю племён Южной Сиби­ри за громадный промежуток времени, восемь — десять пос­ледних тысячелетий.
Сегодня учёные и студенты исторического факультета Красноярского государственно­го педагогического университе­та имени В. П. Астафьева увле­чены поиском новых, неизвес­тных прежде рисунков. Эти ри­сунки могут оказаться в ниж­ней части скалы, под осыпями камней, обрушившихся с вер­хних горизонтов, а также под наносами песка, принесённого рекой во время половодий. Рас­чистка подножья скалы требу­ет огромного труда. Но ребятам такая работа, судя по их настро­ению, не в тягость.
— С самого начала меня не покидает ощущение таинствен­ности и загадочности, — при­знался второкурсник Владимир Капитоненко. — Зачем древний человек рисовал эти картины, что они для него значили и что он хотел передать нам, своим далёким потомкам?

4

Нынешним летом на помощь студентам прибыл отряд школь­ников из Норильска. После дол­гого перерыва возобновил свою работу лагерь педагогического университета «Юный археолог», в своё время отлично зареко­мендовавший себя на раскопках в Северном Приангарье. Воз­можность для этой поездки на юг края ребятам предоставил фонд президента РАО «Нориль­ский никель» Михаила Прохо­рова.
На берегу Тубы юным архео­логам интересно всё: и содер­жание наскальных композиций, и методы копирования рисун­ков. Руководитель экспедиции кандидат исторических наук Александр Заика старается об­стоятельно ответить на каждый вопрос. Затаив дыхание, разгля­дывают молодые люди изобра­жения на скалах, пытаясь уга­дать их сокровенный смысл. Вот стоит на коленях человек, у ко­торого руки явно связаны за спиной. Видимо, пленник. Дру­гой человек склонился над пленником. Что означает эта сцена? Готовят пленника к жер­твоприношению? Или хотят получить от него какие-то тай­ные сведения? И невольно ожи­вают в воображении прочитан­ные когда-то страницы приклю­ченческих книг об «ужасных дикарях».
Заместитель мэра Норильска Игорь Степаненко рад тому, что ребята из заполярного города получили возможность познако­миться с удивительным памят­ником прошлого и вложили свою лепту в его изучение. Во время раскопок было открыто несколько новых рисунков, об­наружено погребение древнего человека.
Многих ребят заинтересовал рассказ Александра Заики о нео­бычных и труднообъяснимых явлениях, которые приходилось ему наблюдать в разные годы у писаных скал.
— Поначалу я не обращал на такие явления внимания, — го­ворит бывалый археолог, поме­шивая угли в костре. — Но по мере накопления фактов вы­нужден был задуматься. Первый
 
такой случай произошёл однаж­ды осенью на берегу речки Ои в Шушенском районе. Мы тог­да разбили лагерь у самой ска­лы с петроглифами. День стоял тёплый, солнечный. Вдруг ни с того ни с сего над скалой за­висла чёрная косматая туча. Она окружила скалу со всех сторон — казалось, будто вышла из самой скалы. Налетел свирепый ветер. В один миг он сорвал па­латку и унёс её прочь, разбро­сал вещи. И сразу же ударил град. А потом ещё и снег припоро­шил наши вещи сверху. При­шлось срочно искать для лагеря другое место.

5

— Через несколько лет мы вернулись на то же место, но уже с другой группой школьни­ков, — помолчав, продолжил свой рассказ Александр Леони­дович. — Я на всякий случай напомнил ребятам о предыду­щем случае. Мол, нельзя разби­вать лагерь под такой необыч­ной скалой. Должно быть, не любит она этого. К сожалению, к моим доводам не прислуша­лись. Более того, руководитель лагеря обвинил меня в пропа­ганде «вредных суеверий». И всё повторилось, как в предыдущий раз. Только вместо града с неба
обрушился мощный ливень, загрохотал гром, молнии нача­ли бить по лагерю. Мы с детьми едва успели укрыться в ближай­шем лесу. За считанные мину­ты лагерь был разгромлен пол­ностью. Вот вам и «суеверие»!
По мнению Заики, каждая писаница была для наших пред­ков отнюдь не только художе­ственной галереей, а священ­ным храмом. Причём храмом со своим иконостасом, алтарём, а нередко и погостом. Кто же ус­траивает стоянку в храме или на погосте или портит стены хра­ма надписями типа «Здесь был Вася»? Святыни предков требу­ют к себе почтительного отно­шения.
— На следующий год поста­раюсь обязательно приехать сюда снова, — поделился сво­ими планами Владимир Капи­тоненко. — Хочу заняться более детальным изучением этих ин­тереснейших петроглифов.
О подобном желании заяви­ли студенты исторического фа­культета Андрей Техтереков, Руслан Шабибулин и другие ребята. А заместитель мэра Но­рильска Игорь Степаненко вы­разил надежду на то, что и ко­личество школьников, выезжа­ющих из Норильского промыш­ленного района для активного отдыха на юг края, к Шалабо-линским скалам, непременно возрастёт.
Юрий УГОЛЬКОВ,
соб. корр. «Красноярского
рабочего».

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА В КАРТИНКАХ
 «Шалаболииская писани­ца», уникальный памятник древнего наскального творче­ства, выстоявший как мини­мум 8 тысяч лет, сегодня на­ходится в аварийном состо­янии.
— Меня там чуть не засыпа­ло, — говорит научный сотруд­ник лаборатории археологии Красноярского педуниверситета Александр Заика, — благо успел вовремя уйти. Сначала помень­ше камни начали падать, потом глыбы — все больше и больше. Хороший обвал получился — деревья с корнем вырывало.
Мало того, что время идет и от естественных разрушений ни­куда не денешься, так еще и люди помогают. В соседней деревне Ильинке, тоже полуразвалившейся и полузаброшенной и дома, и заборы сплошь плит­няком выложены. А не так дав­но здесь, рядом с рисунками ты­сячелетней давности, и вовсе промышленные взрывы велись —  добывали камень, щебенку для строительных целей. Только в нынешнем году территория в Курагинском районе на реке Тубе, вдоль которой почти на три километра растянулись сот­ни наскальных петроглифов, была отчуждена и стала имено­ваться государственной соб­ственностью историко-культур­ного назначения. Есть идея со­здать здесь музей под открытым небом, однако перспектива на­столько туманна, что даже го­ворить об этом как-то неудобно.
Пока сделан только первый шаг —  началось обстоятельное изу­чение памятника с научной точ­ки зрения, которое продлится не меньше 5 лет. Этим летом на «Шалаболинской писанице» по­работала археологическая экспе­диция во главе с Александром Заикой!
— Самое интересное, — рас­сказывает он, — эти рисунки преднамеренно уничтожали и раньше, причем в довольно древние времена. Просто брали какой-то шлифовальный камень и сдирали изображение, чтобы сверху нанести что-то свое. Ви­димо, прежние картинки уже не вписывались в новое представ­ление о мироздании и человеке. Мы это только сейчас впервые обнаружили, и сколько я был на разных симпозиумах — о таких фактах ничего не слышал. К при­меру, был нарисован бык, его затерли и нанесли изображения солнцеголовых существ — такие маски с лучами. И их тоже кто-то уже начал стирать. Увидеть старые, наслоившиеся друг на друга контуры сложно — они, будто анимация, появляются вдруг только в предрассветные или закатные часы, и то при условии, что погода стоит влаж­ная. Так что на скале приходи­лось сидеть сутками, но несколь­ко копий таких двойных, трой­ных изображений нам сделать все-таки удалось.
Археологи заодно освоили и альпинистские премудрости. Что­бы добраться до верхних рисун­ков (по масштабам памятнику нет равных: он не только растя­нут в длину, петроглифы встре­чаются и на очень большой вы­соте — до 150 метров), протяги­вали веревки или, как они их называют, «сопли». Концы при­вязывали к дереву, сооружали нечто вроде качелей и висели в воздухе часами. Каким образам к вершинам добирались древние художники, неизвестно, навер­ное, тоже перекидывали ремни или крутили арканы. Но рисовать на самом верху, ближе к солн­цу, они любили — это факт. Воз­можно, так диктовала вера, мо­жет быть, между ними шла свое­образная конкуренция — чем выше, тем престижнее. Просто­му смертному так высоко не под­няться, значит, тот, кто смог, заслуживает почтения. У соседей-хакасов по этому поводу суще­ствуют легенды — изображения на скалах появляются сами, по­тому что их рисуют духи.
Кроме того, сотрудники экс­педиции расчистили часть осы­пей и впервые обнаружили но­вые петроглифы, которые сохра­нились намного лучше уже из­вестных, будто их законсервиро­вали. До сих пор никому почему-то не приходило в голову копать, хотя археологов на «Шалаболинской писанице» перебывало мно­жество, и отечественных, и за)-рубежных. Памятник широко из­вестен, сведения о нем есть во всех серьезных изданиях, копии наскальных рисунков обошли весь мир, но он, как ни стран­но, остается малоизученным. Если продолжать раскопки, на­верняка изображения найдутся и глубже, не исключено — даже ниже уровня реки. Если это так, там вполне могут быть петрог­лифы древнего каменного века, оставленные 20—30 тысяч лет назад.
— Пока можно говорить толь­ко об относительной хроноло­гии, — говорит Александр Заи­ка, — последние рисунки, пред­ставляющие исторический инте­рес, относятся к концу XIX и началу XX века. Там есть и дву­главые орлы, и пятиконечные звезды, и надписи ссыльных ре­волюционеров вроде «Пролета­рии всех стран, соединяйтесь». А самые старые появились как ми­нимум в новом каменном веке, то есть были нанесены пример­но 8 тысяч лет назад. Возможно, есть и более древние, но точно определить мы этого не можем. Наиболее архаичный пласт труд­но понять, потому что мы слабо знаем бытовую сторону жизни человека того времени, сложно даже сказать, каким он был по антропологическому типу. Ни одного погребения в этом райо­не до сих пор не найдено. Беда в том, что в Хакасско-Минусинской котловине все сдувает вет­ром. А может быть, этих людей тогда вообще не хоронили, а отправляли в лодке по реке в стра­ну мертвых. Существовала гори­зонтальная модель мира, ключе­вую роль в ней играла именно река. Исток ассоциировался с восходом солнца, оптимисти­ческим началом, а устье — с закатом, зимой, смертью.
Единственное, что можно сказать точно об этом неизвест­ном народе, — они рыбачили с помощью остроги (есть сцены рыбалки и изображения самой рыбы, чаще всего — осетров) и охотились на сохатых и маралов. На рисунках встречаются и мед­веди, но скорей как священные животные. А еще первобытные художники были на удивление единодушны в выборе места для своего наскального творчества. На одних склонах, вроде бы удобных и гладких, нет ничего, а другие, весьма неказистые, испещрены вдоль и поперек в несколько слоев. Может быть, шаманы по каким-то своим при­метам эти участки указывали, может, сами рисовальщики их чувствовали — были своего рода служителями культа, посвящен­ными. Так же как в христиан­стве, к примеру, далеко не каж­дый вправе писать иконы. А «Шалаболинская писаница» в целом была огромным храмом под открытым небом, где совер­шались ритуальные обряды.
Причем менялось время, и в соответствии с новыми веяния­ми менялись «иконы». Отсюда и полное уничтожение старых сю­жетов, и стремление внести от­дельные поправки. Допустим, в XXVIII веке до нашей эры на­рисовали быка, а в VII—VIII, двадцать веков спустя, так заг­нули ему рога, что получился козел. Потому что именно гор­ный козел к этому времени стал священным животным, его рога символизировали солнце, были посредниками между верхним и нижним мирами. А потом на быка-козла посадили еще и луч­ника — в период великого пе­реселения народов воины почи­тались особенно.
Теперь, увы, вся эта нагляд­ная история неумолимо осыпа­ется и разрушается. Докумен­тально признано, что памятник федерального значения, имею­щий мировую известность, пре­бывает в аварийном состоянии. А как его спасать — не знает никто. Даже если музей под от­крытым небом будет когда-ни­будь открыт, непонятно, каким образом можно укрепить саму писаницу. Каких-то серьезных технологий для этого, тем бо­лее столь масштабных, пока просто не придумали. А если на­скальная живопись перестанет "существовать, кажется, остано­вится время.
Лариса РЯБИНИНА.
Курагинский район
«Красноярский  рабочий. Пятница», 18.10.2002 г.