ХЛЕБОПРИЕМНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
 
В 30-х годах ХХ столетия в нашем поселке появилось много новых предприятий. Одним из них стал районный пункт «Заготзерно», ныне хлебо-приемное предприятие (ХПП). На берегу реки, на месте старой электростанции были построены склады для хранения зерна.
Зерно со складов перевозилось в основном по реке до тех пор, пока не была построена железная дорога Абакан – Тайшет.
В настоящее время предприятие действующее. На территории находится дробилка для измельчения зерна на комбикорм и пекарня.
 
КУРАГИНСКИЙ ЩЕБЕНОЧНЫЙ ЗАВОД

щебзавод

Предприятие является филиалом ОАО "Первая нерудная компания", созданного на базе имущества ОАО "Российские железные дороги".  Завод расположен в километре от районного центра. В карьере Курагинского щебеночного завода разрабатывается месторождение кератофиров – или щебня.
Добываемое сырье используется для устройства балластного слоя железнодорожного пути и укрепления земляного полотна в период паводка. В Красноярском крае заводов, вырабатывающих щебень, всего два. Но Курагинский щебеночный завод – самый мощный. Построен он в 1964 г. Производит в год 460 000 кубометров щебня.

МАСЛОЗАВОД
образован в 1953 г. Назывался раймаслопром и имел 6 молокозаводов, 50 отделений и 15 сборных пунктов. Производил молочную продукцию.
19 апреля 1959 г. реорганизован в головной молочный завод.
В 1976 г. становится филиалом Шушенского молочно-консервного комбината.
Часть молока охлаждал и отправлял на комбинат, часть – перерабатывал в продукцию на продажу.
На сегодняшний день завод не работает.
 
ГОСТИНИЦА «ТУБА»
 Здание гостиницы построено и начало свою работу в 1975 г. Гостиница расположена на берегу Тубы, на месте, где в 20-30-х годах находилась перевалочная база автотранспорта «Трансуправление» для перевозки шахтной руды с Артемовского рудника.

В здании гостиницы расположено Управление образования района.

 
КУРАГИНСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
В 1964 г. при Курагинской восьмилетней школе был образован школьный музей. Уже тогда ценность музея не оставляла сомнений, а после обновления экспонатов и экспозиций музей в 1967 г. был признан лучшим в Курагинском районе.
Учитывая пожелания жителей поселка, решением исполкома райсовета от 11.02.1976 г. музей был переименован в районный народный.
В 1984 г. постановлением бюро Курагинского РК КПСС и исполкома райсовета музею присвоили звание районный краеведческий музей.
В 1995 г. музей переехал в здание старой почты, которое построено купцом Павлом Николаевичем Пашенных.
 

музей

МОСТ "Корона Тубы"
 Чтобы представить масштабы сложнейшего инженерного сооружения, напомним размеры его элементов. Переход включает в себя два моста. Первый соединил берега протоки Дурной, его длина 106,4 метра. Второй, главный, перешагнувший через Тубу, почти в 5 раз длиннее – он протянулся на 518, 5 метра. К обоим мостам проложены асфальто-бетонные автомобильные подходы по четыре километра каждый. Таким образом, все сооружение можно охватить взглядом только с воздуха.
Строительство осуществляли два генеральных подрядчика: Абаканский филиал акционерного общества «Сибмост» и государственное предприятие «Красноярскавтодор». Работа была начата в 1993 году и окончена в октябре 1997г. Объект обошелся налогоплательщикам в 135 млн. руб.

мост


С иголочки будто
Стоит новичок…
Держит красавец
В объятьях Тубу.
Горд и доволен –
Нашел он судьбу.
Могучая полноводная Туба делит район на две части. Много лет берега связывал только паром. Осенью, во время ледостава, транспортное сообщение прекращалось. Зимой действовала ледовая переправа, пока не наступала весенняя распутица. Тогда оставалась одна дорога – в объезд, за добрую сотню километров, через далекое Минусинское село Городок, возле которого есть мост. Помимо всего прочего Туба отрезала прямой путь к перерабатывающим предприятиям в Абакане, Минусинске, Шушенском.
Торжественная церемония открытия моста состоялась. Прибыли гости из Абакана и соседних районов, гремел оркестр. Самодеятельные артисты нетерпеливо пробовали микрофон на дощатом помосте, установленном в самом людном месте. Запаздывала делегация из Красноярска во главе с губернатором края В. Зубовым.
Строители взяли на вооружение новейшие технологии, использовали более надежные материалы. Например, опоры уходят под воду на глубину 30 метров, им не страшны никакие земные катаклизмы, они способны выстоять при любом наводнении и землетрясении. Шесть центральных пролетов по 63 метра каждый прочно связаны в единую плеть, что также повышает надежность сооружения. Использованы стальные конструкции, которые были изготовлены на заводе «Стальмост» в городе Улан-Удэ.
… В небе послышался рокот вертолетов. Винтокрылая машина осторожно приземлилась на площадке у моста. Люди расступились, образовав для гостей проход к трибунам. Они приветствовали губернатора Валерия Зубова, председателя законодательного Собрания Красноярского края С. Ярмаченко и сопровождающих их руководителей.
Председатель Государственной комиссии заместитель начальника управления автомобильных дорог по Красноярскому краю Анатолий Гриневич доложил участникам митинга, что мостовой переход сооружен с высоким качеством и с оценкой «отлично». Испытание моста провел научно-инженерный центр Сибирской государственной академии путей сообщения и выдал заключение на эксплуатацию моста.
Оживленный интерес у собравшихся вызвал рассказ о конкурсе, проведенном в районе, на лучшее название нового моста. Победительницей стала ученица седьмого класса Курагинской средней школы № 1 Настя Зиновьева, предложившая назвать мост «Корона Тубы».

цветок

Губернатор края поблагодарил строителей за самоотверженный труд, выразил надежду, что новый мостовой переход будет жить и послужит укреплению дружбы, сотрудничества и взаимопониманию между жителями края.
После благодарственного молебна, который провел священник Александр, наступил самый волнующий момент.  В. Зубов и глава района Л. Марченко разрезали алую ленту. В воздух взлетели ракеты, мальчишки выпустили голубей, два спортивных самолета с немыслимыми  пике появились в небе.
В районе давно не было такого праздника. Счастливые и гордые проезжали по мосту строители – главные виновники торжества. Им первым предоставили такую честь.

ТРАССА МУЖЕСТВА АБАКАН – ТАЙШЕТ
1957 год. 23 ноября на окраине города Абакана был вбит первый кол, а позднее поставлена вышка. Отметившая ось будущего моста через реку Абакан. Это и считают началом работ по прокладке Южно-Сибирской магистрали от Абакана до Тайшета.
В мартовские дни 1958 г. в Курагино на место постоянной дисклокации стали прибывать рабочие из Челябинска, члены коллектива головного ремонтно-восстановительного поезда под руководством Юрия Алексеевича Чупренко.
На следующий день после приезда парни и девушки, не дожидаясь подхода техники, с лопатами и ломами начали работу. Сразу же была установлена вышка, где разместилась надпись «Станция Курагино». Говорили, что ее заготовили еще в Челябинске, где раньше стоял строительно-монтажный поезд.
Первыми прибыли на строительство станции бригадиры: каменщиков  А.М. Черненко, маляров – И.С. Мариненко, плотников – Н. Копытин, Федор Логинов штукатуров – Галина Позднякова. Сразу же в коллектив влилось немало курагинцев. Среди них В.Н. Козлов (работник РК КПСС), С. Брагин (пенсионер) и другие.
29 апреля 1958 г. Владимир Григорьевич Гладской привел на строительство будущей станции Кошурниково 14 человек. А на месте станции и будущего поселка – тайга. Летом Эдик Зайков увел первый десант строителей на Козинскую горку. Поставили юноши палатки и начали работать.

дорога


1959 год – год более широкого наступления на Восточные Саяны. В Курагино прибыл и приступил к сооружению моста через реку Тубу мостопоезд № 802. Выросли новые поселки на станциях Жерлык, Кизир и Ирба.
25 декабря 1960 года над Тубой сомкнулись пролеты железной дороги. Торжественный момент наступил утром. На смене была лучшая бригада монтажников Ивана Кукавина, борющаяся за право называться коммунистической. Бригадир сам подцепил последний портальный откос. Подошел прораб Иван Вороховский, улыбнувшись, махнул рукой, и трехтонная громада поплыла вверх. Там на высоте пятиэтажного дома ее подхватили Виктор Ковтун и Николай Белогуров, звонко застучали молотки. Взята последняя, четвертая, большая водная преграда на пути к Тайшету. Берега Тубы навечно связал красавец мост.
В 1961 году самая большая улица на станции Курагино была названа Марийской, в честь комсомольцев и молодежи, прибывших на стройку.
В апреле 1962 года началось пассажирское движение от Абакана до станции Курагино. Завершилась стройка Джебского, Каспинского, Манского тоннелей.
В апреле 1963 года было открыто пассажирское движение до станции Кошурниково.

улица ПАРТИЗАНСКАЯ
Село Курагино в начале 30-х годов было сравнительно небольшим и основными его улицами были, начиная от реки: Береговая, Большая (Партизанская), Шальковская (Советская), Потеряевка (Тютчева), Базарная (Комсомольская).
Название улицам давались по их характеру, роли. Большая была самая длинная и широкая, находилась в самом центре села. Позднее Большая переименована в Партизанскую. И на сегодняшний день улица Партизанская остается самой большой и длинной в поселке. Она берет начало у моста «Корона Тубы», проходит через весь поселок и заканчивается в районе райтопа. Протяженность улицы 14 км 820 м.
 

улица


 
Православная церковь сошествия Святого духа на апостолов. Дата освящения храма 15 августа 2001г.

церковь